Пакет 3dsmax 6




Глава 9 Редактирование форм


    Редактирование форм
    Редактирование форм Формы (shapes) используются в основном в качестве исходной геометрии для трехмерных моделей при создании объемных заставок для телевидения, низкополигональных моделей для ЗD-иг...
    Рис. 9.1. С помощью форм переданы...
    Рис. 9.1. С помощью форм переданы очертания яблока, стебля, семян и ядра...
    Выделение подобъектов форм
    Выделение подобъектов форм Существует три типа подобъектов форм (рис. 9.2):...
    Рис. 9.2. Подобъекты формы. Первая...
    Рис. 9.2. Подобъекты формы. Первая вершина показана как квадрат Вершина задает положение точки в пространстве с помощью XYZ-координат. Сегмент - прямая линия или кривая, соединяющая две вершины. С...
    Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн
    Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн сохраняет его текущие очертания. При этом изменяется ето внутреннее представление: вместо ма...
    Рис. 9.3 Щелкните правой кнопкой...
    Рис. 9.3 Щелкните правой кнопкой мыши над объектом и выберите команду Convert To (Преобразовать в) 1. Выделите объект формы. 2. Щелкните правой кнопкой мыши по объекту. 3. В меню Transform (Преобр...
    Рис. 9.4. Преобразование объекта в редактируемый сплайн
    Рис. 9.4. Преобразование объекта в редактируемый сплайн...
    Рис. 9.5. В панели Modify в окне...
    Рис. 9.5. В панели Modify в окне стека модификаторов появляется надпись Editable Spline, заменяя исходный тип объекта. Ниже отображаются параметры сплайна Можно также преобразовывать объекты форм,...
    Рис. 9.6. Провести преобразование...
    Рис. 9.6. Провести преобразование объекта можно также из стека модификаторов...
    Применение модификаторов подобъектов формы
    Применение модификаторов подобъектов формы К модификаторам подобъекта формы относятся Spline Select и Edit Spline. Модификатор Spline Select (Выделить сплайн) позволяет только лишь произвести выде...
    Рис. 9.7. Выберите из списка модификатор Select или Edit
    Рис. 9.7. Выберите из списка модификатор Select или Edit...
    Рис. 9.8. Тип модификатора появится...
    Рис. 9.8. Тип модификатора появится над объектом в окне стека. Его параметры отображаются ниже...
    Выделение подобъектов с помощью...
    Выделение подобъектов с помощью модификатора Edit Spline или в редактируемом сплайне Модификатор Edit Spline позволяет редактировать подобъекты целого объекта с использованием универсальных преобр...
    Рис. 9.9. Выбор уровня выделения подобъектов в окне стека
    Рис. 9.9. Выбор уровня выделения подобъектов в окне стека 5. Пометьте рамкой область выделения вокруг выбранных подобъектов, которые вы хотите выделить, или щелкайте по ним по очереди, удерживая к...
    Рис. 9.10 Создание области выделения...
    Рис. 9.10 Создание области выделения вокруг нескольких вершин кольца...
    Рис. 9.11 Вершины после выделения...
    Рис. 9.11 Вершины после выделения стали красными, и появились управляющие векторы Безье...
    Совет
    Совет Включить режим выделения подобъектов можно, нажав клавиши Ctrl+B. Циклически изменять уровень выделения подобъектов можно с помощью клавиши Insert....
    Выделение подобъектов с помощью модификатора Spline Select
    Выделение подобъектов с помощью модификатора Spline Select 1. Выделите форму. 2. Щелкнув по кнопке...
    Рис. 9.12. Выбор уровня выделения...
    Рис. 9.12. Выбор уровня выделения подобъектов для модификатора Spline Select в окне стека 5. Пометьте рамкой область выделения вокруг подобъектов, которые вы хотите выделить, или щелкайте по ним п...
    Рис. 9.13 Создание области выделения вокруг сегментов кольца
    Рис. 9.13 Создание области выделения вокруг сегментов кольца...
    Рис. 9.14 Выделенные сегменты стали красными
    Рис. 9.14 Выделенные сегменты стали красными...
    Совет
    Совет С помощью команд Get Vertex Selection (Взять выделение вершин), Get Segment Selection (Взять выделение сегментов), Get Spline Selection (Взять выделение сплайна) в свитке модификатора Spline...
    Рис. 9.15. Щелкнув правой кнопкой...
    Рис. 9.15. Щелкнув правой кнопкой мыши по форме, можно выбрать уровень выделения подобъектов...
    Плавное выделение подобъектов
    Плавное выделение подобъектов Для того чтобы управлять интенсивностью действия команд редактирования, используется плавное выделение сплайновых подобъектов с помощью модификатора Edit Spline или в...
    Рис. 9.16. Выделена вершина в верхней части кольца
    Рис. 9.16. Выделена вершина в верхней части кольца 2. Откройте свиток Soft Selection (Плавное выделение). 3. Установите флажок Use Soft Selection (Использовать плавное выделение). Затем перейдите...
    Рис. 9.17. Применение плавного...
    Рис. 9.17. Применение плавного выделения к примыкающим вершинам...
    Рис. 9.18. Степень плавного выделения показана цветом
    Рис. 9.18. Степень плавного выделения показана цветом 4. Если вы желаете изменить форму кривой, задающей область выделения, измените параметры Pinch (Сужение) и Bubble (Вздутие). Примеры использов...
    Настройка кривизны
    Настройка кривизны Работа с формами и сплайнами - это в основном настройка кривизны объектов. Регулирование кривизны зависит от положения вершин, которые задают кривизну ближайших к ним сегментов....
    Рис. 9.19. Четыре типа вершин...
    Рис. 9.19. Четыре типа вершин позволяют управлять кривизной сплайна Простейший способ настройки параметров вершин Безье - перемещение их управляющих векторов с помощью инструмента Move (Переместит...
    Изменение типа вершины
    Изменение типа вершины Вершину можно преобразовать к другому типу. При этом изменяются параметры криволинейных сегментов либо эти сегменты становятся прямыми. 1. Выделите линию. 2. Щелкнув по кноп...
    Рис. 9.20. Выделение всех вершин ломаной линии
    Рис. 9.20. Выделение всех вершин ломаной линии 4. Щелкните правой кнопкой мыши по выделенным точкам. 5. В контекстном меню Tools 1 выберите один из четырех типов вершин: с изломом, сглаженную, Без...
    Рис. 9.21. Выберите тип вершин в контекстном меню Tools1
    Рис. 9.21. Выберите тип вершин в контекстном меню Tools1...
    Рис. 9.22. Вид сегментов после...
    Рис. 9.22. Вид сегментов после преобразования вершин к сглаженному типу Чтобы получить плавные настраиваемые кривые, сначала преобразуйте вершины к сглаженному типу, а затем в вершины типа Безье (...
    Рис. 9.23. Теперь управляющие...
    Рис. 9.23. Теперь управляющие векторы Безье позволяют менять форму кривой...
    Настройка кривизны формы
    Настройка кривизны формы Настраивая параметры вершин, можно изменять кривизну формы. 1. Выделите форму с помощью инструмента Move. 2. Щелкнув по кнопке...
    Рис. 9.24. Вид объекта после выделения вершин
    Рис. 9.24. Вид объекта после выделения вершин 5. Дополнительно вы можете расширить область редактирования, используя плавное выделение вершин. 6. Передвиньте вершины. При этом изменится длина и кр...
    Рис. 9.25 Перемещение вершины...
    Рис. 9.25 Перемещение вершины действует на прилегающие сегменты...
    Рис. 9.26. Плавное выделение расширяет область деформации
    Рис. 9.26. Плавное выделение расширяет область деформации 7. Чтобы более точно задать форму кривой, преобразуйте вершину к типу Безье или Безье с изломом. Затем задайте положение и величину управл...
    Рис. 9.27. Точная настройка кривизны...
    Рис. 9.27. Точная настройка кривизны с помощью управляющих векторов Безье Для того чтобы сбросить изменения, проведенные с векторами вершин, используйте команду Reset Tangents (Сбросить касательны...
    Сглаживание формы
    Сглаживание формы Сгладить кривую на уровне формы можно, увеличив число шагов линии между вершинами. Устанавливая флажок Adaptive (Адаптивная), вы можете увеличить число шагов таким образом, чтобы...
    Рис. 9.28. Выделение сегмента...
    Рис. 9.28. Выделение сегмента, состоящего лишь из одного шага между вершинами 2. Затем на панели Modify откройте свиток Interpolation (Интерполяция). 3. Увеличьте число шагов или включите флажок A...
    Рис. 9.29. Установка флажка Adaptive...
    Рис. 9.29. Установка флажка Adaptive делает недоступным изменение параметра Optimize и числа шагов...
    Рис. 9.30. Линия сглаживается...
    Рис. 9.30. Линия сглаживается благодаря увеличению числа шагов между вершинами...
    Совет
    Совет Установка флажка Adaptive делает недоступным изменение параметра Optimize и числа шагов и может привести к некоторым неприятным последствиям. Если вы собираетесь подвергнуть форму выдавливан...
    Редактирование форм
    Редактирование форм Формы можно редактировать на уровнях вершин, сегментов, сплайнов и целого объекта. При выборе уровня выделения команды редактирования, соответствующие этому уровню, становятся...
    Рис. 9.31. Свиток Geometry (Геометрия)...
    Рис. 9.31. Свиток Geometry (Геометрия) для модификатора Edit Spline и редактируемых сплайнов...
    Рис. 9.32. Контекстное меню редактируемых...
    Рис. 9.32. Контекстное меню редактируемых сплайнов, вызываемое щелчком правой кнопкой мыши, содержит дополнительные меню с инструментами редактирования Команды редактирования объектов действуют на...
    Присоединение формы
    Присоединение формы Присоединение форм ведет к образованию объектов множественных форм, состоящих из множества сплайнов. Команду Attach можно применять на любом уровне. 1. Выделите форму (рис. 9.3...
    Рис. 9.33. Выделите форму
    Рис. 9.33. Выделите форму 2. Щелкнув по кнопке...
    Рис. 9.34. Чтобы присоединить...
    Рис. 9.34. Чтобы присоединить к объекту другую форму, щелкните по кнопке Attach 5. Укажите форму, которую хотите присоединить (рис. 9.35). Вторая форма присоединится к первой...
    Рис. 9.35. Укажите вторую форму...
    Рис. 9.35. Укажите вторую форму, чтобы присоединить ее к первой 6. Укажите еще несколько форм для присоединения или щелкните по кнопке Attach, чтобы выключить режим присоединения....
    Совет
    Совет Команда Attach Mult. (Присоединить несколько) открывает список присоединяемых объектов, так что вы можете присоединить несколько форм одновременно. Чтобы присоединить форму сразу после созда...
    Рис. 9.36. Чтобы присоединить...
    Рис. 9.36. Чтобы присоединить форму после создания, снимите флажок Start New Shape...
    Слияние вершин
    Слияние вершин Команда Weld (Слить) объединяет концевые точки присоединенных сплайнов в одну вершину. Используйте ее для моделирования, соединения путей движения или для очистки двумерных чертежей...
    Рис. 9.37. Слить вершины можно...
    Рис. 9.37. Слить вершины можно, перетащив одну концевую точку на другую 6. Щелкните по кнопке Yes (Да). Две вершины сольются, образуя новую (рис. 9.38)....
    Рис. 9.38. Результат слияния двух вершин в одну
    Рис. 9.38. Результат слияния двух вершин в одну...
    Совет
    Совет Команду Weld можно также использовать для установки порога расстояния слияния и для слияния выделенных вершин (см.рис. 9.39). Для того чтобы быстро выяснить, слиты ли совпадающие вершины спл...
    Рис. 9.39. Чтобы слить удаленные...
    Рис. 9.39. Чтобы слить удаленные выделенные вершины, используйте команду Weld...
    Разбиение сплайна
    Разбиение сплайна Команда Break (Разбить) позволяет разрезать сплайн в точке вершины. 1. Выделите форму. 2. Щелкнув по кнопке...
    Рис. 9.40. Выделите вершину
    Рис. 9.40. Выделите вершину 6. Щелкните по кнопке Break в свитке Geometry. Вершина преобразуется в две новые. Теперь вы можете переместить одну из них, чтобы отделить ее от другой (рис. 9.41)....
    Рис. 9.41. После того как сплайн...
    Рис. 9.41. После того как сплайн разбит, можно развести вершины...

    Отсоединение сплайна
    Отсоединение сплайна Команда Detach (Отсоединить) - обратная к команде Attach (Присоединить). Она рассоединяет сегменты или сплайны с образованием раздельных форм. 1. Выделите форму. 2. Откройте п...
    Рис. 9.42. Выделите сплайн
    Рис. 9.42. Выделите сплайн 6. Щелкните по кнопке Detach в свитке Geometry (рис. 9.43)....
    Рис. 9.43. Чтобы разделить выделенные...
    Рис. 9.43. Чтобы разделить выделенные подобъекты, щелкните по кнопке Detach 7. Щелкните по кнопке ОК, чтобы принять имя, заданное для отсоединенной формы по умолчанию. Сплайн отсоединится и образу...
    Совет
    Совет Эту же самую процедуру можно применять Q для отсоединения сегментов. Команда Explode (Разорвать) - быстрый способ отделить сразу все сегменты или сплайны друг от друга. Эту команду можно при...
    Соединение двух вершин
    Соединение двух вершин Команда Connect (Соединить) выстраивает прямолинейный сегмент между двумя концевыми точками сплайна независимо от значений и направлений касательных соединяемых вершин. 1. В...
    Рис. 9.44. Выделите концевую вершину
    Рис. 9.44. Выделите концевую вершину 6. Щелкните по кнопке Connect в свитке Geometry (рис. 9.45)....
    Рис. 9.45. Щелкните по кнопке Connect
    Рис. 9.45. Щелкните по кнопке Connect 7. Перетащите курсор мыши от выделенной вершины к другой концевой вершине (рис. 9.46). Вершины соединятся сегментом (рис. 9.47)....
    Рис. 9.46. Перетащите соединение...
    Рис. 9.46. Перетащите соединение от первой концевой вершины к следующей...
    Рис. 9.47. После выполнения команды...
    Рис. 9.47. После выполнения команды Connect между двух вершин появляется прямолинейный сегмент...
    Назначение первой вершины
    Назначение первой вершины Каждая форма имеет первую точку, которая расположена на одном из ее концов или где-то в середине, если форма замкнутая. Положение первой вершины необходимо знать для опре...
    Рис. 9.48. Первая вершина расположена справа
    Рис. 9.48. Первая вершина расположена справа 6. Выделите вершину на конце незамкнутого сплайна или любую вершину замкнутого. 7. Щелкните по кнопке Make First в свитке Geometry (рис. 9.49). Выделен...
    Рис. 9.49. Кнопка перераспределения вершин
    Рис. 9.49. Кнопка перераспределения вершин...
    Рис. 9.50. Теперь первая вершина...
    Рис. 9.50. Теперь первая вершина многоугольника расположена слева...
    Совет
    Совет Команда Cycle (Цикл) передвигает выделение на следующую вершину сплайна. Если форма содержит более одного сплайна, выделение циклически переходит на следующий сплайн и с последнего снова на...
    Рис. 9.51. После применения команды...
    Рис. 9.51. После применения команды Reverse устанавливается нумерация по часовой стрелке...
    Скашивание вершины
    Скашивание вершины Команда Chamfer (Скос) разбивает вершину на две и разводит их на одинаковые расстояния от положения исходной. Если она находилась в углу формы, образуется скос под углом 45. 1....
    Рис. 9.52. Осваивать команды Chamfer...
    Рис. 9.52. Осваивать команды Chamfer и Fillet хорошо на прямоугольнике 2. Щелкнув по кнопке...
    Рис. 9.53. Установите в поле Chamfer величину скоса
    Рис. 9.53. Установите в поле Chamfer величину скоса...
    Рис. 9.54. Угол прямоугольника...
    Рис. 9.54. Угол прямоугольника после применения команды Chamfer Команда Fillet (Скругление) действует так же, как и Chamfer, за исключением того, что сглаживает угол дугой (рис. 9.55)....
    Рис. 9.55. Команда Fillet скругляет угол
    Рис. 9.55. Команда Fillet скругляет угол...
    Уточнение формы
    Уточнение формы Команда Refine (Уточнить) добавляет к форме дополнительные вершины, не изменяя геометрической формы кривой. Эта операция сглаживает кривые, составляющие форму. Если уточненная форм...
    Рис. 9.56 Для добавления новых...
    Рис. 9.56 Для добавления новых вершин в сплайн используйте команду Refine 6. Поместите курсор над сегментом. Курсор примет форму, характерную для режима уточнения (рис. 9.57)....
    Рис. 9.57. Изменение формы курсора в режиме Refine
    Рис. 9.57. Изменение формы курсора в режиме Refine 7. Укажите точку на сплайне, где вы хотите добавить вершину. Появится новая вершина, которая разделит сегмент на два новых. Если включен режим от...
    Рис. 9.58. При уточнении происходит перенумерация вершин
    Рис. 9.58. При уточнении происходит перенумерация вершин...
    Совет
    Совет В режиме уточнения, когда активизирова на кнопка Refine, можно вставить несколько новых вершин. В режиме Refine вы не можете создать уединенную вершину. Новые вершины должны присоединяться,...
    Рис. 9.59. Используя команду Insert...
    Рис. 9.59. Используя команду Insert, можно одновременно вставлять и перемещать вершины...
    Удаление частей формы
    Удаление частей формы Подобъекты формы можно удалить командой Delete (Удалить) или нажав Delete на клавиатуре. 1. Выделите форму. 2. Щелкнув по кнопке...
    Рис. 9.60. Выделите фрагмент объекта для удаления
    Рис. 9.60. Выделите фрагмент объекта для удаления 6. Нажмите клавишу Delete или щелкните мышью по кнопке Delete в свитке Geometry. Выделенный фрагмент будет удален (рис. 9.61)....
    Рис. 9.61. После удаления сегмента
    Рис. 9.61. После удаления сегмента...
    Оконтуривание сплайна
    Оконтуривание сплайна Команда Outline (Контур) сдвигает под-объект сплайна на заданное расстояние от исходного сплайна и объединяет новый подобъект с исходным. Создание контуров используется в арх...
    Рис. 9.62. Установка параметра...
    Рис. 9.62. Установка параметра оконтуривания. Положительное значение дает контур вне оригинала, а отрицательное - внутри него Если вы хотите сдвинуть сплайн и его контур на одинаковые расстояния о...
    Рис. 9.63. Результат применения команды Outline
    Рис. 9.63. Результат применения команды Outline...
    Совет
    Совет Чтобы придать вазе толщину, оконтурьте профиль ее стенки перед вращением (см. рис. 9.64). Команда Mirror (Отразить) создает отражения относительно вертикальной и/или горизонтальной осей. С е...
    Рис. 9.64. Оконтуривание стенки...
    Рис. 9.64. Оконтуривание стенки вазы перед вращением придаст вазе толщину...
    Рис. 9.65. Используйте команду...
    Рис. 9.65. Используйте команду Mirror, чтобы отразить или размножить сплайн...
    Применение к формам булевых операций
    Применение к формам булевых операций Булевы операции (boolean) со сплайнами объединяют перекрывающиеся подобъекты сплайнов с удалением частей в зависимости от того, как эти части перекрываются. Ка...
    Рис. 9.66. Выделите первый операнд...
    Рис. 9.66. Выделите первый операнд -прямоугольник. Остальные подобъекты типа shapes: два круга и два многоугольника 6. Щелкните по кнопке Boolean (Булевы операции) в свитке Geometry, как показано...
    Рис. 9.67. Для включения булевых...
    Рис. 9.67. Для включения булевых операций щелкните по кнопке Boolean. Здесь выбрана операция объединения 7. Выберите булеву операцию, щелкнув мышью по соответствующей кнопке...
    Рис. 9.68. Выбор второго операнда
    Рис. 9.68. Выбор второго операнда...
    Рис. 9.69. После применения операции...
    Рис. 9.69. После применения операции объединения перекрывающиеся части прямоугольника и круга исчезли 9. Продолжайте щелкать по новым операндам до тех пор, пока новая форма не будет завершена (рис...
    Рис. 9.70. После добавления второго...
    Рис. 9.70. После добавления второго круга и исключения многоугольников получился контур гаечного ключа, который можно выдавливать...
    Подрезка формы
    Подрезка формы Команда Trim (Подрезать) удаляет часть формы, которая выступает за область пересечения сплайнов. Команда Trim предъявляет те же требования, что и булевы операции: сплайны, с которым...
    Рис. 9.71. Эта форма состоит из двух прямоугольников и круга
    Рис. 9.71. Эта форма состоит из двух прямоугольников и круга 3. Преобразуйте форму в редактируемый сплайн или примените к ней модификатор Edit Spline. 4. Установите уровень редактирования сплайнов...
    Рис. 9.72 Клавиша Trim в активном состоянии окрашена желтым
    Рис. 9.72 Клавиша Trim в активном состоянии окрашена желтым 6. Выделите линии, которые вы хотите удалить (рис. 9.73). Линии будут подрезаны до места, где они пересекают ближайший сплайн....
    Рис. 9.73. Линии в центре сплайна подрезаны
    Рис. 9.73. Линии в центре сплайна подрезаны...
    Совет
    Совет Щелкните по кнопке Extend (Продолжить) и посмотрите, что случится, когда вы щелкните мышью по линиям, которые только что подрезали (рис. 9.74). Заметьте, что, когда вы применяете команды Tri...
    Рис. 9.74. Линии продолжаются до центрального сплайна
    Рис. 9.74. Линии продолжаются до центрального сплайна...









Начало