Пакет 3dsmax 6




Глава 12 Камеры


    Камеры
    Камеры В предыдущих главах вы научились создавать и анимировать объекты. С помощью камер (camera) вы создадите изображения сцены, которые увидят зрители. Камеры помогут вам стать режиссером и опер...
    Рис. 12.1. Неожиданный взгляд...
    Рис. 12.1. Неожиданный взгляд на многоугольник, изображенный на рис. 11.1 В этой главе речь пойдет о создании и настройке камер различных типов, и о том, как использовать их, чтобы достичь эффекто...
    Отображение сцен
    Отображение сцен Расположение камеры определяет композицию финального изображения, как ее видит зритель, подчеркивая главные и опуская второстепенные детали. Правильно располагая камеру, можно бук...
    Рис. 12.2. При таком расположении...
    Рис. 12.2. При таком расположении камеры у зрителя создается впечатление участия в сцене Чтобы создать у аудитории впечатление собственной незначительности, поместите камеру вблизи поверхности зем...
    Рис. 12.3. Когда камера расположена...
    Рис. 12.3. Когда камера расположена внизу, создается впечатление незначительности зрителя по сравнению со сценой Возможно, вы реконструируете сцену автомобильной аварии и хотите выяснить, что же п...
    Рис. 12.4. Камера над сценой удобна...
    Рис. 12.4. Камера над сценой удобна, если ведется повествование Близкое расположение предметов съемки создает интимную обстановку, такой прием часто используется в мыльных операх. Съемка с дальней...
    Рис. 12.5. Использование двух...
    Рис. 12.5. Использование двух точек наблюдения часто помогает лучше описать происшествие...
    Создание камер
    Создание камер Камера (camera) - это невизуализируемый объект, который отображает вид сцены. Расположение и направление обзора определяется положением и ориентацией камеры. Так же, как освещение з...
    Рис. 12.6. Поле зрения камеры...
    Рис. 12.6. Поле зрения камеры - пирамида, в вершине которой она сама и находится. Мишень нацеленной камеры (сверху) находится в центре плоскости фокусировки нацеленная камера (target camera) состо...
    Создание нацеленной камеры
    Создание нацеленной камеры Как и другие объекты в 3ds max, камеры создаются в панели Create (Создать) - см. рис. 12.7....
    Рис. 12.7. Создание нацеленных и свободных камер в 3ds max
    Рис. 12.7. Создание нацеленных и свободных камер в 3ds max Нацеленной камерой легко управлять. Создать такую камеру можно, указав щелчком место ее расположения, а нацелить перетаскиванием курсора....
    Рис. 12.8 Задавать горизонтальное...
    Рис. 12.8 Задавать горизонтальное расположение камеры удобно в окне Тор (Вид сверху) 6. Активизируйте окно отображения и нажмите на клавишу С, чтобы включить проекцию камеры. Окно будет отображать...
    Рис. 12.9. Начальный вид из нацеленной камеры
    Рис. 12.9. Начальный вид из нацеленной камеры 7. Настройте положение камеры, перемещая и вращая ее в других окнах проекций, подобно обычному объекту. 8. Нацельте камеру, перемещая цель. Чтобы быст...
    Совет
    Совет Включить режим проекции камеры можно также с помощью меню, которое вызывается щелчком правой кнопкой мыши по окну отображения в левом верхнем углу, или нажатием клавиши V. Точная настройка п...
    Рис. 12.10. Вид с точки расположения...
    Рис. 12.10. Вид с точки расположения камеры соответствует виду из окна перспективы...
    Создание свободной камеры
    Создание свободной камеры Свободную камеру можно легко перемещать. Чтобы создать такую камеру, достаточно щелкнуть в месте предполагаемого расположения камеры в окне проекции. 1. Откройте сцену. 2...
    Рис. 12.11 Поместить камеру на...
    Рис. 12.11 Поместить камеру на сцену можно в окне проекции Front (Вид спереди) 5. Активизируйте окно проекции и, чтобы включить вид из камеры, нажмите клавишу С (рис. 12.12)....
    Рис. 12.12. Начальный вид из свободной камеры
    Рис. 12.12. Начальный вид из свободной камеры 6. Передвиньте или поверните камеру, чтобы нацелить ее. Кроме того, можно согласовать точку обзора камеры с проекцией перспективы, как это описано в о...
    Рис. 12.13 Выбор камеры в диалоговом окне Select Camera
    Рис. 12.13 Выбор камеры в диалоговом окне Select Camera...
    Выравнивание камеры по объекту
    Выравнивание камеры по объекту Команда Align Camera (Выровнять камеру) выравнивает камеру по нормали к объекту. 1. Выделите камеру. 2. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.14. Для выбора нормали...
    Рис. 12.14. Для выбора нормали выравнивания нажмите кнопку мыши и перетаскивайте курсор в виде кинокамеры. Затем отпустите кнопку 5. Перетаскивайте курсор до тех пор, пока нормаль не будет направл...
    Рис. 12.15. Камера направлена...
    Рис. 12.15. Камера направлена на чайник по нормали к его поверхности...
    Совет
    Совет Щелкнув правой кнопкой мыши по названию окна проекции камеры, можно выбрать камеру или ее мишень. Чтобы отменить перемещение камеры, нажмите Ctrl+Z. Для автоматического выравнивания свободно...
    Рис. 12.16. Используйте опцию...
    Рис. 12.16. Используйте опцию AutoGrid для выравнивания свободной камеры при ее создании Опция AutoGrid недоступна для нацеленных камер, но вы можете преобразовать свободную камеру в нацеленную уж...
    Преобразование камеры
    Преобразование камеры 1. Выделите камеру. 2. Откройте панель Modify. 3. Задайте тип камеры в выпадающем списке Туре (Тип) из свитка Parameters (Параметры) - см. рис. 12.17....
    Рис. 12.17. Изменение типа камеры в выпадающем списке Туре
    Рис. 12.17. Изменение типа камеры в выпадающем списке Туре Если цель нацеленной камеры сгруппировать с самой камерой, получится объект, очень похожий на свободную камеру....
    Настройка камер
    Настройка камер Нацеленные и свободные камеры обладают одним и тем же набором настроек. Основные установки: фокусное расстояние объектива (lens size), расстояния до плоскостей отсечения (clipping...
    Рис. 12.18. Свиток параметров...
    Рис. 12.18. Свиток параметров свободной или нацеленной камеры В программе 3ds max можно изменить фокусное расстояние камеры, изменяя параметры объектива, как и у настоящей камеры. Когда вы меняете...
    Рис. 12.19. Плоскости отсечения
    Рис. 12.19. Плоскости отсечения Когда вы добавляете в сцену эффект, который называется стандартный туман (standard fog), область распространения тумана ограничивается некоторым диапазоном в поле з...
    Рис. 12.20. Плоскости ограничения
    Рис. 12.20. Плоскости ограничения Расфокусировка имитирует работу настоящей камеры, размывая объекты за пределами определенного радиуса. Этот радиус определяется расстоянием от камеры до мишени (г...
    Установка фокусного расстояния
    Установка фокусного расстояния Фокусное расстояние камеры устанавливается настройкой объектива. Диапазон доступных фокальных расстояний объективов: от 9,857 до 100000 мм. Для удобства имеется набо...
    Рис. 12.21. Сцена перед изменением...
    Рис. 12.21. Сцена перед изменением фокусного расстояния камеры 3. Откройте панель Modify. Появится свиток Parameters (Параметры). 4. Измените значение в поле Lens (Объектив) - см. рис. 12.22. По м...
    Рис. 12.22 Увеличение фокусного расстояния объектива
    Рис. 12.22 Увеличение фокусного расстояния объектива...
    Совет
    Совет Выберите один из стандартных объекти BOB. Объектив 15 мм (широкоугольный), дает эффект рыбьего глаза. Другая крайность, 200 мм (длиннофокусный объектив), приближает объекты и дает почти плос...
    Рис. 12.23. Камера приближает сцену
    Рис. 12.23. Камера приближает сцену...
    Настройка поля зрения
    Настройка поля зрения Поле зрения устанавливает угол зрения камеры, который может составлять от 0 до 175. Поле зрения обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива. 1. Выделите камеру. 2....
    Рис. 12.24. Перед изменением поля зрения
    Рис. 12.24. Перед изменением поля зрения 3. Чтобы получить доступ к параметрам камеры, откройте панель Modify. 4. Измените значение FOV (рис. 12.25) или...
    Рис. 12.25 Увеличение поля зрения
    Рис. 12.25 Увеличение поля зрения...
    Рис. 12.26. Масштаб изображения...
    Рис. 12.26. Масштаб изображения уменьшается, а поле зрения увеличивается...
    Совет
    Совет Щелчок по кнопке...
    Рис. 12.27. После включения опции...
    Рис. 12.27. После включения опции Ortographic Projection проекция камеры выглядит как проекция пользователя...
    Настройка плоскостей отсечения
    Настройка плоскостей отсечения Плоскости отсечения ограничивают глубину поля зрения камеры, то есть область зрения вдоль оптической оси. Объекты за пределами этой области невидимы для камеры. Если...
    Рис. 12.28. Чтобы задать область...
    Рис. 12.28. Чтобы задать область отсечения, установите флажок Clip Manually 4. Чтобы активизировать вид из камеры в окне проекции, нажмите клавишу С. 5. Задайте расстояния от камеры до ближней и д...
    Рис. 12.29. Ограничивающие плоскости...
    Рис. 12.29. Ограничивающие плоскости отсекают ближнюю и дальнюю области сцены...
    Рис. 12.30. После визуализации...
    Рис. 12.30. После визуализации некоторые детали сцены спереди и сзади исчезли...
    Настройка стандартного тумана
    Настройка стандартного тумана Стандартный туман (standard fog) - это атмосферный эффект, который постепенно скрадывает очертания предметов по мере удаления от камеры. Параметры Environment Range (...
    Рис. 12.31 Чтобы отобразить ограничивающие...
    Рис. 12.31 Чтобы отобразить ограничивающие плоскости диапазона внешней среды, поставьте флажок Show в группе Environment Ranges 6. Измените значение Near Range (Ближний диапазон), чтобы задать нач...
    Рис. 12.32. Изображение диапазона...
    Рис. 12.32. Изображение диапазона внешней среды, средняя линия указывает расположение мишени 8. Чтобы активизировать проекцию камеры, нажмите клавишу С. 9. Визуализируйте сцену, чтобы посмотреть,...
    Рис. 12.33. Туман визуализируется...
    Рис. 12.33. Туман визуализируется между ограничивающими плоскостями диапазона...
    Применение размытия глубины резкости
    Применение размытия глубины резкости Размытие по глубине резкости (depth of field) - это эффект многопроходной визуализации, когда размывается передний и задний планы сцены в зависимости от устано...
    Рис. 12.34. Чтобы осуществить...
    Рис. 12.34. Чтобы осуществить размытие поля, включите многопроходную визуализацию 5. Щелкните по кнопке Preview (Предварительный просмотр). Некоторое время изображение камеры подергивается. Затем...
    Рис. 12.35 Увеличение радиуса...
    Рис. 12.35 Увеличение радиуса выборки приводит к усилению размытия...
    Рис. 12.36. Предварительный просмотр...
    Рис. 12.36. Предварительный просмотр изображения в окне проекции камеры 7. Настраивайте параметр Sample Radius и включайте режим предварительного просмотра до тех пор, пока размытие не станет дост...
    Рис. 12.37. Многопроходная визуализация...
    Рис. 12.37. Многопроходная визуализация с усреднением создает эффект размытия...
    Совет
    Совет Чтобы усилить смещение размытого изображения, увеличьте значение параметра Sample Bias (Смещение выборки). Чтобы настроить дистанцию фокусировки, измените расстояние до цели или снимите флаж...
    Применение размытия движения
    Применение размытия движения Размытие движения (motion blur) - еще один эффект многопроходной визуализации, который создает размытые следы за движущимися объектами. 1. Выделите камеру, показывающу...
    Рис. 12.38 Чтобы осуществить размытие...
    Рис. 12.38 Чтобы осуществить размытие движения, включите Motion Blur (Размытие движения) 6. Щелкните по кнопке Preview. Объект передвинется, как при смене одного кадра. Изображение визуализируется...
    Рис. 12.39. Увеличьте значение параметров Duration и Bias
    Рис. 12.39. Увеличьте значение параметров Duration и Bias 9. Чтобы осуществить предварительный просмотр изображения в окне проекции камеры, щелкните по кнопке Preview (рис. 12.40)....
    Рис. 12.40. Предварительный просмотр...
    Рис. 12.40. Предварительный просмотр сцены в окне проекции камеры 10. После настройки всех параметров щелкните по кнопке Quick Render, чтобы посмотреть на результат (рис. 12.41)....
    Рис. 12.41. После многопроходной...
    Рис. 12.41. После многопроходной визуализации изображается размытие движения...
    Навигация камер
    Навигация камер Когда вы активизируете режим проекции камеры, на панели окна отображения исчезают старые и появляются новые кнопки управления, предназначенные для того, чтобы манипулировать настро...
    Рис. 12.42. Кнопки команд навигации, управляющих камерами
    Рис. 12.42. Кнопки команд навигации, управляющих камерами Названия команд навигации источников освещения традиционны для команд управления. Описание этих команд приведено в табл. 12.1....
    Совет
    Совет Свободные камеры используют виртуальные мишени при применении команд Dolly, Truck, Pan и Orbit. Команда Preview не работает, если не активизировано окно проекции камеры. Полное описание наст...
    Смещение камеры по оси зрения
    Смещение камеры по оси зрения Команда Dolly передвигает камеру к сцене или от сцены вдоль линии зрения. 1. Выделите камеру. 2. Чтобы активизировать проекцию камеры, нажмите клавишу С (рис. 12.43)....
    Рис. 12.43. Сцена перед перемещением камеры
    Рис. 12.43. Сцена перед перемещением камеры 3. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.44. Накат камеры на сцену
    Рис. 12.44. Накат камеры на сцену...
    Рис. 12.45. После наката положение...
    Рис. 12.45. После наката положение камеры изменилось, но мишень осталась там же...
    Совет
    Совет В группе Dolly Camera для нацеленной камеры имеются две дополнительные команды: Dolly Target (Откат цели) - перемещает мишень вдоль оси глубины камеры; Dolly camera + Target (Откат камеры и...
    Параллельное перемещение камеры
    Параллельное перемещение камеры Команда Truck (Перенести) перемещает камеру и ее мишень по сцене параллельно плоскости окна проекции камеры. 1. Выделите камеру. 2. Чтобы активизировать проекцию ка...
    Рис. 12.46. Исходная сцена
    Рис. 12.46. Исходная сцена 3. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.47. Перемещается как камера, так и мишень
    Рис. 12.47. Перемещается как камера, так и мишень...
    Рис. 12.48. Вид сцены после установки камеры на новом месте
    Рис. 12.48. Вид сцены после установки камеры на новом месте Анимация команды Truck Camera позволяет имитировать вид из поезда или из бокового окна автомобиля....
    Вращение камеры
    Вращение камеры Команда Roll (Вращать) поворачивает линии зрения камеры, так что вид сцены вращается, а точка съемки остается неподвижной. 1. Выделите камеру. 2. Чтобы активизировать проекцию каме...
    Рис. 12.49. Сцена перед вращением
    Рис. 12.49. Сцена перед вращением 3. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.50. С помощью команды...
    Рис. 12.50. С помощью команды Roll можно накренить или повернуть камеру относительно ее оси глубины...
    Рис. 12.51. После поворота камеры сцена наклоняется
    Рис. 12.51. После поворота камеры сцена наклоняется Анимация вращения камеры пригодится при моделировании переворота автомобиля. Сочетая вращение и накат камеры, можно имитировать падение самолета...
    Орбитальное вращение камеры
    Орбитальное вращение камеры Команда Orbit (Орбитальное вращение) поворачивает камеру вокруг мишени. Свободная камера использует виртуальную мишень, расположенную в точке фокусировки. 1. Выделите к...
    Рис. 12.52. Исходный вид сцены
    Рис. 12.52. Исходный вид сцены 3. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.53. Орбитальное вращение камеры
    Рис. 12.53. Орбитальное вращение камеры...
    Рис. 12.54. После орбитального...
    Рис. 12.54. После орбитального поворота камера очутилась под сценой, в этом случае плоскость не визуализируется, поскольку ее нормали направлены вверх Чтобы создать эффект облета интересующего объ...
    Панорамное вращение камеры
    Панорамное вращение камеры Команда Pan (Панорамировать) вращает мишень вокруг камеры. Свободная камера использует виртуальную мишень, расположенную в точке фокусировки. 1. Выделите камеру. 2. Чтоб...
    Рис. 12.55. Сцена перед панорамным вращением
    Рис. 12.55. Сцена перед панорамным вращением 3. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.56. Камера и мишень вращаются...
    Рис. 12.56. Камера и мишень вращаются относительно вертикальной оси камеры...
    Рис. 12.57. Камера нацелена в новом направлении
    Рис. 12.57. Камера нацелена в новом направлении...
    Совет
    Совет Перетаскивание курсора панорамного вращения вверх или вниз наклоняет камеру, как будто вы смотрите снизу вверх или сверху вниз. Анимируя команду Pan с малой скоростью, можно имитировать осмо...
    Изменение поля зрения
    Изменение поля зрения Команда Field-of-View (Поле зрения) изменяет фокусное расстояние объектива. При увеличении угла зрения вид сцены раздвигается, как при использовании объектива рыбий глаз. При...
    Рис. 12.58. Сцена перед изменением поля зрения
    Рис. 12.58. Сцена перед изменением поля зрения 4. Щелкните по кнопке...
    Рис. 12.59. Перемещение курсора вниз увеличивает поле зрения
    Рис. 12.59. Перемещение курсора вниз увеличивает поле зрения...
    Рис. 12.60. После увеличения поля...
    Рис. 12.60. После увеличения поля зрения камера остается на том же месте...
    Изменение перспективы
    Изменение перспективы Команда Perspective (Перспектива) осуществляет откат камеры и в то же самое время изменяет поле зрения. При этом сохраняется общая композиция сцены, но изменяется перспектива...
    Рис. 12.61. Сцена в нормальной перспективе
    Рис. 12.61. Сцена в нормальной перспективе 4. Щелкните по кнопке Perspective (Перспектива). 5. Перетаскивайте курсор вращения камеры вверх или вниз в окне проекции камеры. Перспектива изменится и...
    Рис. 12.62. Увеличение перспективы камеры
    Рис. 12.62. Увеличение перспективы камеры 6. Чтобы посмотреть результат, визуализируйте сцену (рис. 12.63)....
    Рис. 12.63. Излишне подчеркнутая...
    Рис. 12.63. Излишне подчеркнутая перспектива добавляет сцене драматизма Удерживая клавишу Ctrl во время изменения (j перспективы, можно ускорить этот процесс....
    Анимация камер
    Анимация камер Камеры обладают широким спектром средств управления, которые можно анимировать. Среди них команды управления окном проекции, фокусное расстояние объектива, положения плоскостей отсе...
    Анимация камеры методом ключевых кадров
    Анимация камеры методом ключевых кадров 1. Выделите камеру. 2. Чтобы активизировать проекцию камеры, нажмите клавишу С. 3. Нацельте камеру и настройте ее так, чтобы получить первый кадр, как показ...
    Рис. 12.64. Туман начинает наползать...
    Рис. 12.64. Туман начинает наползать на сцену при приближении границы диапазона внешней среды 4. Нажмите кнопку AutoKey. 5. Передвиньте движок времени вправо. 6. Настройте камеру с помощью команд...
    Рис. 12.65. Дальняя граница диапазона...
    Рис. 12.65. Дальняя граница диапазона внешней среды на уровне чайника 7. Создайте дополнительные ключи анимации, перемещая движок времени и настраивая камеру (рис. 12.66)....
    Рис. 12.66. Туман скрывает ближайшие к камере объекты
    Рис. 12.66. Туман скрывает ближайшие к камере объекты 8. Щелкнув по кнопке (Play Animation), запустите анимацию, чтобы проконтролировать темп и плавность движения камеры. В большинстве случаев кам...
    Создание анимации облета
    Создание анимации облета Анимация облета демонстрирует, как некоторая область сцены или объект выглядят под разными углами зрения. По умолчанию для нацеленной камеры задан контроллер Look At (Смот...
    Рис. 12.67 С помощью команды Pick...
    Рис. 12.67 С помощью команды Pick Target можно изменить мишень камеры 5. Выберите пункт меню Animation =Constraints = Path (Анимация = Ограничители = Путь). Теперь от камеры до указателя мыши прот...
    Рис. 12.68 Камера направлена на чайник во всех точках пути
    Рис. 12.68 Камера направлена на чайник во всех точках пути 7. Чтобы активизировать проекцию камеры, нажмите клавишу С. 8. Подвигайте движок времени. Камера осуществляет облет мишени (см. рис. 12.6...
    Рис. 12.69. Облет камеры вокруг чайника
    Рис. 12.69. Облет камеры вокруг чайника 9. При необходимости откройте панель Modify и настройте поле зрения и прочие параметры камеры. 10. Запустите анимацию, чтобы проконтролировать темп и композ...
    Создание анимации прогулки
    Создание анимации прогулки Анимация прогулки часто используется в архитектурном моделировании, чтобы продемонстрировать клиенту внутренний вид здания. Но ее можно также использовать для исследован...
    Рис. 12.70 Установите флажок Follow и выберите ось
    Рис. 12.70 Установите флажок Follow и выберите ось Камера смотрит сверху вниз в направлении пути анимации (см. рис. 12.71)....
    Рис. 12.71 Камера направлена вдоль пути и немного вниз
    Рис. 12.71 Камера направлена вдоль пути и немного вниз 5. Чтобы активизировать проекцию камеры, нажмите клавишу С. Затем поверните камеру по оси зрения нужным образом. 6. Подвигайте движок времени...
    Рис. 12.72. Прогулка с камерой по сцене
    Рис. 12.72. Прогулка с камерой по сцене 10. Настройте темп анимации, изменяя положение ключевых кадров и значения параметра % Along Path....
    Создание анимации полета
    Создание анимации полета Чтобы анимировать вид с высоты птичьего полета или вид из кабины гоночной машины или реактивного истребителя, создайте анимацию движения камеры вдоль трехмерного пути и за...
    Рис. 12.73 Установите флажок Bank...
    Рис. 12.73 Установите флажок Bank и задайте значение параметра Bank Amount...
    Рис. 12.74 Камера может поворачиваться...
    Рис. 12.74 Камера может поворачиваться относительно линии пути...
    Рис. 12.75. Сцена наклоняется...
    Рис. 12.75. Сцена наклоняется, когда камера кренится на поворотах...









Начало