3ds max 5. Библия пользователя




ГЛАВА 12. Работа со сплайновыми формами


    ГЛАВА 12. Работа со сплайновыми формами
    ГЛАВА 12. Работа со сплайновыми формами Многие проекты по моделированию начинаются с нуля, т.е. с двухмерных форм. Но ведь эта книга о трехмерном пространстве, - возразите вы. - Причем же здесь дв...
    Рисование в двухмерном пространстве
    Рисование в двухмерном пространстве В отличие от многих объектов 3ds max 5, фигура является двухмерным объектом, что позволяет привязать ее к одной плоскости. Эта плоскость определяется тем, какое...
    Несколько слов о сплайновых примитивах
    Несколько слов о сплайновых примитивах При выборе категории Shapes вкладки Create в разворачивающейся панели Object Type появятся кнопки, предназначенные для создания большинства основных сплайнов...
    Рис. 12.2. В этих разворачивающихся...
    Рис. 12.2. В этих разворачивающихся панелях устанавливают параметры большинства сплайновых примитивов Рис. 12.1. Сплайновые примитивы (слева направо): Line, Circle, Arc, Ngon, Text, Section, Recta...
    Разворачивающаяся панель Rendering
    Разворачивающаяся панель Rendering Эта панель включает ряд параметров для превращения сплайна в визуализируемый объект, т.е. его конвертирования в трехмерный объект, который можно просматривать в...
    Разворачивающаяся панель Interpolation
    Разворачивающаяся панель Interpolation В этой панели устанавливается количество шагов интерполяции или число составляющих сплайн сегментов. Значением параметра Steps (Шаги) определяется количество...
    Остальные разворачивающиеся панели
    Остальные разворачивающиеся панели Большинству сплайновых примитивов доступны и такие панели, как Creation Method и Keyboard Entry. Исключение составляют лишь фигуры Text (Текст), Section (Сечение...
    Альтернативный метод создания
    Альтернативный метод создания Line (Линия) Не менее 2 В группе Initial Type (Первая вершина) - переключатель Corner (С изломом); в группе Drag Type (Вершина при перетаскивании) - переключатель Bez...
    Линия
    Линия Многочисленные параметры панели Creation Method позволяют получать кривые практически любой нужной формы — с резкими или плавными изгибами. Например, можно установить переключатель Corner (С...
    Рис. 12.3. Фигуры со сглаженными...
    Рис. 12.3. Фигуры со сглаженными и острыми вершинами, созданные на основе примитива Line Помимо перечисленных параметров, для создания линии можно воспользоваться и разворачивающейся панелью Keybo...
    Окружность
    Окружность Как вы думаете, для чего предназначена кнопка Circle? Ну конечно же, для создания окружностей. Настраивать радиус окружности можно с помощью разворачивающейся панели Parameters. Остальн...
    Дуга
    Дуга Для создания дуги разворачивающаяся панель Creation Method, как и положено, предлагает два метода. В методе End-End-Middle (Край-край-середина) для построения дуги требуется щелкнуть в окне п...
    Рис. 12.4. Активизация параметра...
    Рис. 12.4. Активизация параметра Pie Slice превращает дугу в круговой сектор, соединяя ее концы с центром...
    Правильный многоугольник
    Правильный многоугольник Эта фигура во многом напоминает окружность. Для создания правильного многоугольника необходимо определить количество его сторон (параметр Sides), а также радиус закруглени...
    Рис. 12.5. Вписанный и описанный пятиугольник
    Рис. 12.5. Вписанный и описанный пятиугольник...
    Текст
    Текст Эта довольно специфическая фигура применяется для добавления к сценам контуров текстовых строк. Панель Parameters предлагает целый ряд настроек, предназначенных для работы с текстом. В верхн...
    Описание
    Описание Курсив Подчеркнутый Выровнять по левому краю

    Рис. 12.6. Кнопка Text позволяет...

    Рис. 12.6. Кнопка Text позволяет создавать текстовые строки, применяя при этом различные типы шрифта, начертания и выравнивания...
    Сечение
    Сечение Этот особый тип примитива предназначен для создания фигур на основе поперечных сечений трехмерных объектов. Чтобы построить сечение, необходимо щелкнуть на кнопке Section (Сечение) и в окн...
    Рис. 12.8. Не правда ли, напоминает игру со спирографом?
    Рис. 12.8. Не правда ли, напоминает игру со спирографом? Рис. 12.7. Фигуры, полученные на основе сечений трехмерного конуса...
    Прямоугольник
    Прямоугольник Эта форма предназначена для создания прямоугольников и особых пояснений не требует. Отметим только, что разворачивающаяся панель Parameters позволяет настраивать длину и ширину прямо...
    Эллипс
    Эллипс Это всего лишь небольшая вариация на тему окружности. Размеры эллипса определяются параметрами Length (Длина) и Width (Ширина)....
    Кольцо
    Кольцо А вот и еще одна вариация на тему окружности. Кольцо состоит из двух концентрических окружностей, и может быть создано с помощью все тех же методов Edge и Center. Параметров кольца всего ли...
    Звезда
    Звезда Для построения звезды необходимо определить количество ее вершин и два радиуса. Меньший радиус (параметр Radius 1) определяет расстояние от центра звезды до ее внутренних, вогнутых, вершин,...
    Спираль
    Спираль Эта фигура может пригодиться, скажем, для создания пружин. Спираль — единственная сплайновая фигура, которая может существовать и в трехмерном виде. Параметры спирали включают в себя радиу...
    Рис. 12.9. Различные виды спиралей
    Рис. 12.9. Различные виды спиралей...
    Упражнение: создание логотипа компании
    Упражнение: создание логотипа компании Одним из первых применений трехмерной графики было создание и анимация логотипов компаний. Программа 3ds max без проблем справляется с этим и до сих пор, при...
    Рис. 12.10. Логотип, созданный исключительно на основе форм
    Рис. 12.10. Логотип, созданный исключительно на основе форм...
    Упражнение: заглянем в самое сердце
    Упражнение: заглянем в самое сердце В качестве примера использования фигуры Section попробуем получить поперечное сечение модели сердца. Эта модель была разработана лабораторией Viewpoint Datalabs...
    Рис. 12.11. С помощью фигуры Section...
    Рис. 12.11. С помощью фигуры Section можно изучить не только внешнее, но и внутреннее строение сердца...
    Редактирование сплайнов
    Редактирование сплайнов После создания сплайновый примитив можно изменить, отредактировав его параметры. Но, к сожалению, этих параметров у сплайновых примитивов катастрофически мало. Например у ф...
    Редактируемый сплайн в сравнении с модификатором Edit Spline
    Редактируемый сплайн в сравнении с модификатором Edit Spline После того как сплайн преобразован в редактируемый, его можно корректировать на уровне отдельных субобъектов: Vertex (Вершина) Segment...
    Визуализируемые сплайны
    Визуализируемые сплайны При работе в обычном режиме сплайны изображаются схематически, как двухмерные объекты. Тем не менее, установив в разворачивающейся панели Rendering флажок Render-able (Визу...
    Рис. 12.12. Логотип компании Expeditions...
    Рис. 12.12. Логотип компании Expeditions South после выполнения визуализации Параметры разворачивающихся панелей Rendering и Interpolation такие же, как и для заново созданных форм, которые были р...
    Выделение субобъектов сплайна
    Выделение субобъектов сплайна При редактировании сплайна необходимо выбрать уровень субобъектов, на котором эта процедура будет выполняться. Иными словами, во время редактирования вы можете работа...
    Рис. 12.13. Режим редактирования...
    Рис. 12.13. Режим редактирования любого субобъекта можно активизировать с помощью соответствующих кнопок разворачивающейся панели Selection При выборе типа субобъекта соответствующая кнопка панели...
    Рис. 12.14. Несколько сплайновых...
    Рис. 12.14. Несколько сплайновых форм с отображенными номерами вершин И наконец, в самом низу разворачивающейся панели Selection находится информационная строка, которая сообщает о текущем количес...
    Управление геометрией сплайнов
    Управление геометрией сплайнов Основные параметры редактирования сплайнов расположены в разворачивающейся панели Geometry (Геометрия), которая показана на рис. 12.15. Многочисленные параметры этой...
    Рис. 12.16. С помощью кнопок Fuse...
    Рис. 12.16. С помощью кнопок Fuse и Weld несколько вершин звезды превратились в одну Рис. 12.15. Большинство средств управления редактируемыми сплайнами сосредоточены в разворачивающейся панели Ge...
    Кнопка Create Line
    Кнопка Create Line В процессе редактирования к сплайнам можно добавлять новые линии. Для этого щелкните на кнопке Create Line (Создать линию), а затем поочередно на вершинах, которые необходимо со...
    Кнопка Break
    Кнопка Break При необходимости контур сплайна можно разорвать, щелкнув сначала на кнопке Break (Разорвать), а затем в точке его предполагаемого разрыва. При этом, если в качестве точки разрыва выб...
    Кнопки Attach и Attach Mult.
    Кнопки Attach и Attach Mult. Данные кнопки предназначены для присоединения сплайнов к текущей выделенной форме. Чтобы перейти в режим присоединения, выделите форму, к которой необходимо присоедини...
    Кнопка Insert
    Кнопка Insert С помощью этой кнопки к выделенному сплайну можно добавить несколько вершин. Для добавления новой вершины щелкните на кнопке Insert (Вставить), после чего щелкните в том месте сплайн...
    Кнопка Refine
    Кнопка Refine Кнопка Refine (Улучшать) предназначена для добавления вершин к сплайну без изменения его кривизны, что позволяет вплотную заняться другими деталями. Параметр Connect (Соединить) соед...
    Кнопки Hide/Unhide All
    Кнопки Hide/Unhide All Как и следует из названия, эти кнопки применяются для сокрытия отдельных субобъектов сплайна. Кнопки Hide/Unhide All (Скрыть/Показать все) доступны для всех типов субобъекто...
    Кнопки Delete и Detach
    Кнопки Delete и Detach Кнопка Delete (Удалить) предназначена для удаления выделенных субобъектов (вершин, сегментов или сплайнов) и доступна для всех типов субобъектов. С помощью кнопки Detach (От...
    Параметр Show Selected Segs
    Параметр Show Selected Segs Если флажок Show Selected Segs (Показать выделенные сегменты) установлен, такие сегменты отображаются как выделенные и в режиме редактирования на уровне вершин. Это мож...
    Редактирование вершин
    Редактирование вершин Для того чтобы перейти в режим редактирования вершин, щелкните на субобъекте Vertex (Вершина) в стеке модификаторов или же на кнопке Vertex разворачивающейся панели Selection...
    Кнопки Weld и Fuse
    Кнопки Weld и Fuse Если две крайние или смежные вершины сплайна выделены и находятся в пределах определенного порогового расстояния, с помощью кнопки Weld (Объединить) их можно слить в одну. Порог...
    Кнопка Connect
    Кнопка Connect Эта кнопка позволяет соединить новым сегментом крайние вершины сплайна. Кнопка Connect (Соединить) применяется только для соединения конечных, а не внутренних точек сплайна. Итак, ч...
    Рис. 12.17. Кнопка Connect используется...
    Рис. 12.17. Кнопка Connect используется для соединения первой и последней вершин сплайна...
    Кнопка Make First
    Кнопка Make First Как уже отмечалось, параметр Show Vertex Numbers предназначен для отображения номеров вершин сплайна. Первая вершина обозначается квадратиком. С помощью кнопки Make First (Сделат...
    Кнопка Cycle
    Кнопка Cycle Если выделена какая-нибудь вершина сплайна, то с помощью кнопки Cycle (Цикл) можно выделить следующую по порядку вершину. Заметим, что действие кнопки Cycle аналогично как для разомкн...
    Кнопка Crosslnsert
    Кнопка Crosslnsert Пусть два сплайна, которые являются частью одной формы, пересекаются. С помощью кнопки Crosslnsert (Пересечение) к каждому из них в точку пересечения можно добавить по одной вер...
    Рис. 12.18. Кнопка Crosslnsert...
    Рис. 12.18. Кнопка Crosslnsert позволяет добавить новые вершины в точки пересечения двух сплайнов, относящихся к одной и той же фигуре...
    Кнопка Fillet
    Кнопка Fillet Эта кнопка используется для закругления острых углов сплайна. Для этого щелкните на кнопке Fillet (Закругление), затем щелкните на вершине сплайна и перетащите указатель вверх. Чем д...
    Рис. 12.19. Кнопка Fillet позволяет закруглить углы формы
    Рис. 12.19. Кнопка Fillet позволяет закруглить углы формы Одновременно закруглить несколько вершин можно, выделив их и перетащив курсор на величину радиуса закругления....
    Кнопка Chamfer
    Кнопка Chamfer Эта кнопка во многом подобна кнопке Fillet (за исключением того, что острые углы сплайнов не закругляются, а срезаются). Чтобы применить скашивание, щелкните на кнопке Chamfer (Скос...
    Рис. 12.20. С помощью кнопки Chamfer...
    Рис. 12.20. С помощью кнопки Chamfer можно изменить вид углов сплайна...
    Кнопки Bind/Unbind
    Кнопки Bind/Unbind Кнопка Bind (Привязать) используется для того, чтобы прикрепить одну из крайних вершин сплайна к середине какого-нибудь сегмента. Соответствующая вершина превращается в привязан...
    Рис. 12.21. С помощью кнопки Bind...
    Рис. 12.21. С помощью кнопки Bind один из концов разорванной окружности был привязан к сегменту...
    Упражнение: создание звездочки ниндзя
    Упражнение: создание звездочки ниндзя Если вы увлекаетесь бойцовыми играми (создаете или играете в них), то, возможно, глядя на примитив Star, вы подумаете: Из этого можно создать прекрасную звезд...
    Рис. 12.22. Звездочка ниндзя готова к действию
    Рис. 12.22. Звездочка ниндзя готова к действию...
    Редактирование сегментов
    Редактирование сегментов Чтобы отредактировать сегмент сплайна, необходимо войти в режим редактирования сегментов. Для этого щелкните на субобъекте Segment в стеке модификаторов или же на кнопке S...
    Рис. 12.23. Кнопка Divide позволяет...
    Рис. 12.23. Кнопка Divide позволяет увеличивать количество сегментов сплайна...
    Редактирование сплайнов как субобъектов
    Редактирование сплайнов как субобъектов Чтобы перейти в режим редактирования сплайнов, щелкните на субобъекте Spline в стеке модификаторов или на кнопке Spline разворачивающейся панели Selection....
    Кнопка Reverse
    Кнопка Reverse С помощью этой кнопки, доступной только в режиме редактирования сплайнов, можно пронумеровать вершины сплайна в обратном порядке. Например, если вершины окружности пронумерованы от...
    Кнопка Outline
    Кнопка Outline Такая кнопка применяется для создания концентрических копий замкнутого сплайна или, например, для построения контура вокруг разомкнутой линии. Расстояние от исходного сплайна до гра...
    Рис. 12.24. С помощью кнопки Outline...
    Рис. 12.24. С помощью кнопки Outline можно создавать контуры вокруг сплайнов...
    Кнопка Boolean
    Кнопка Boolean Булевы операции предназначены для работы с несколькими пересекающимися сплайнами. С помощью булевых операций можно объединить несколько сплайнов в один (операция объединения), удали...
    Рис. 12.25. Применение булевых...
    Рис. 12.25. Применение булевых операций к двум пересекающимся фигурам...
    Кнопка Mirror
    Кнопка Mirror Эта кнопка предназначена для зеркального отражения объекта относительно горизонтальной или вертикальной осей (или обеих сразу). Для того чтобы выполнить отражение, выделите сплайн, а...
    Рис. 12.26. Чтобы отразить фигуру...
    Рис. 12.26. Чтобы отразить фигуру, достаточно выбрать направление и щелкнуть на кнопке Mirror...
    Кнопки Trim и Extend
    Кнопки Trim и Extend В процессе моделирования иногда возникает необходимость удалить лишние части сплайнов, которые выходят за точку их пересечения. Кнопка Trim (Обрезать) предназначена для выполн...
    Рис. 12.27. С помощью кнопки Trim...
    Рис. 12.27. С помощью кнопки Trim можно обрезать лишние части сплайнов Действие кнопки Extend (Продолжить) противоположно действию кнопки Trim. Кнопка Extend позволяет продолжить сегмент сплайна д...
    Кнопка Close
    Кнопка Close Как и следовало ожидать, кнопка Close (Замкнуть) позволяет замкнуть сплайн, соединив сегментом его крайние вершины. Чтобы узнать, какая вершина является первой, установите флажок Show...
    Кнопка Explode
    Кнопка Explode Действие этой кнопки подобно одновременному выполнению команды Detach (Отсоединить) для всех субобъектов Spline, входящих в состав сложной формы. С помощью кнопки Explode (Отсоедини...
    Упражнение: плетем паутину
    Упражнение: плетем паутину Теперь, когда пришла пора познакомиться с редактированием на практике, попробуем побыть в роли паука — лучшего в мире создателя сплайнов. Соединяя тоненькие ниточки, пау...
    Рис. 12.28. Паутина, созданная...
    Рис. 12.28. Паутина, созданная с помощью редактируемых сплайнов...
    Использование модификаторов сплайнов
    Использование модификаторов сплайнов Кроме изменения геометрии объектов, модификаторы можно использовать и для изменения сплайнов. Более того, в 3ds max предусмотрено несколько модификаторов, кото...
    Модификаторы сплайнов
    Модификаторы сплайнов Некоторые модификаторы, предназначенные только для работы со сплайнами, по сути, дублируют функциональные возможности объектов Editable Spline (Редактируемый сплайн). В качес...
    Модификатор Edit Spline
    Модификатор Edit Spline Этот модификатор, упоминавшийся в начале главы, включает средства редактирования сплайновых объектов. Средства данного модификатора аналогичны средствам объекта Editable Sp...
    Модификатор Spline Select
    Модификатор Spline Select Этот модификатор позволяет выделять различные субобъекты сплайна, например вершины (Vertex), сегменты (Segment) и сплайны (Spline). Вы также можете создавать, а впоследст...
    Модификатор Delete Spline
    Модификатор Delete Spline Применяется для удаления субобъектов сплайна. Модификатор Delete Spline можно использовать и для сокрытия сплайнов, используемых для других целей. Например, этот модифика...
    Модификатор Normalize Spline
    Модификатор Normalize Spline Данный модификатор добавляет к сплайну новые точки. Точки отдалены друг от друга на одинаковое расстояние, определяемое значением параметра Segment Length (Длина сегме...
    Рис. 12.29. Модификатор Normalize...
    Рис. 12.29. Модификатор Normalize Spline упрощает фигуру, удаляя ее вершины...
    Модификатор Fillet/Chamfer
    Модификатор Fillet/Chamfer Этот модификатор применяется для углубления или закругления углов форм. Углубления (Fillet) делают угол более сглаженным, а закругления (Chamfer) добавляют еще один сегм...
    Модификатор Trim/Extend
    Модификатор Trim/Extend Позволяет обрезать элементы сплайна или немного расширить сам сплайн, чтобы обеспечить касание вершин двух сплайнов. Щелчок на кнопке Pick Locations разворачивающейся панел...
    Использование средства Shape Check
    Использование средства Shape Check Средство Shape Check (Проверка формы) предназначено для проверки формы на наличие самопересечений. Это имеет большое значение, поскольку формы с самопересечениям...
    Рис. 12.30. Средство Shape Check...
    Рис. 12.30. Средство Shape Check используют для проверки сплайна на наличие самопересечений Средство Shape Check можно использовать для проверки обычных сплайнов или кривых типа NURBS....
    Преобразование сплайнов в трехмерные объекты
    Преобразование сплайнов в трехмерные объекты Несмотря на то что сплайны могут быть визуализированы, главное их назначение — это использование в качестве основы для создания трехмерных объектов и а...
    Выдавливание сплайнов
    Выдавливание сплайнов Для того чтобы превратиться в трехмерные объекты, сплайнам не хватает всего лишь одного измерения. Следовательно, придав сплайну определенную высоту, можно создать простой тр...
    Рис. 12.31. Выдавливание простых...
    Рис. 12.31. Выдавливание простых форм придает сплайну глубину...
    Упражнение: создание книжной полки
    Упражнение: создание книжной полки В деревообрабатывающих мастерских дизайн дверных косяков, оконных рам и различного вида полок создают с помощью фасонно-фрезерных станков. В нашей виртуальной тр...
    Рис. 12.32. Книжная полка, созданная...
    Рис. 12.32. Книжная полка, созданная с помощью булевых операций и модификатора Extrude...
    Вращение сплайнов
    Вращение сплайнов Другой, не менее полезный модификатор для двухмерных сплайнов называется Lathe (Вращение). Он предназначен для полного или частичного вращения сплайна вокруг оси, что позволяет п...
    Упражнение: создание тигля
    Упражнение: создание тигля В качестве примера использования модификатора Lathe попробуем создать, скажем, тигелек для химической лаборатории (можно выбрать и любой другой предмет с круглым попереч...
    Рис. 12.33. Вращением простого...
    Рис. 12.33. Вращением простого профиля можно создать вот такой объект...
    Модификатор CrossSection
    Модификатор CrossSection Представляет собой один из двух модификаторов средства Surface Tools (Инструменты поверхности), с помощью которого можно наложить поверхность на сеть сплайновых пересечени...
    Резюме
    Резюме Изучив эту главу, вы наверняка убедились, что сплайны — это нечто большее, чем просто набор точек, линий и управляющих маркеров. В 3ds max сплайны являются, пожалуй, главными объектами и по...









Начало