3ds max 5. Библия пользователя




ГЛАВА 13. Работа с каркасами и многоугольниками


    ГЛАВА 13. Работа с каркасами и многоугольниками
    ГЛАВА 13. Работа с каркасами и многоугольниками Каркасы (meshes), точнее, многоугольные каркасы — это тип объектов, которые в трехмерном моделировании используются по умолчанию. Чтобы создать карк...
    Создание редактируемого каркаса и многоугольника
    Создание редактируемого каркаса и многоугольника Как ни странно, с помощью вкладки Create (Создать) создавать объекты каркасного типа нельзя — их получают путем преобразования объектов других типо...
    Преобразование объектов
    Преобразование объектов Для преобразования объекта в редактируемый каркас или редактируемый многоугольник достаточно щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и из появившегося квадменю выбрать команду...
    Свертывание в редактируемый каркас
    Свертывание в редактируемый каркас При свертывании объект утрачивает свою параметрическую природу и параметры, полученные в результате применения модификаторов. Свернуть можно только те объекты, к...
    Применение модификатора Edit Mesh
    Применение модификатора Edit Mesh Еще один способ получить доступ к свойствам редактируемого каркаса— применить к объекту модификатор Edit Mesh. Для этого достаточно выделить объект и выбрать кома...
    Объекты Editable Mesh и Editable Poly
    Объекты Editable Mesh и Editable Poly В объектах Editable Mesh многоугольник разбивается на треугольные грани, в то время как в объектах Editable Poly сохраняется деление на многоугольники. Другое...
    Редактирование объектов каркасного типа
    Редактирование объектов каркасного типа После преобразования в редактируемый каркас или редактируемый многоугольник к объекту можно применять различные модификаторы или редактировать его на уровне...
    Редактирование субобъектов редактируемых каркасов
    Редактирование субобъектов редактируемых каркасов Прежде чем редактировать субобъекты, их, разумеется, необходимо выделить. Для этого в стеке модификаторов выберите элемент Editable Mesh и щелкнит...
    Разворачивающаяся панель Selection
    Разворачивающаяся панель Selection Изучение возможностей разворачивающейся панели Selection (Выделение) начнем с параметра By Vertex (По вершине). Этот параметр доступен в любом из режимов редакти...
    Рис. 13.1. Установленный флажок...
    Рис. 13.1. Установленный флажок Show Normals показывает нормали для каждой грани сферы Кнопка Hide (Скрыть) позволяет скрыть выделенные субобъекты. Чтобы снова отобразить скрытые субобъекты, воспо...
    Кнопка Attach
    Кнопка Attach Эта кнопка доступна для всех типов субобъектов. Более того, для применения средства Attach (Присоединить) в режим редактирования на уровне субобъектов можно и не переходить. В этом с...
    Кнопка Explode
    Кнопка Explode Эта кнопка доступна даже в том случае, если не активизирован ни один из режимов редактирования на уровне субобъектов. Кроме того, кнопку Explode (Отсоединить все) можно использовать...
    Кнопки View Align и Grid Align
    Кнопки View Align и Grid Align Эти кнопки выравнивают положение и ориентацию выделенных вершин относительно текущего активного окна проекции (кнопка View Align (Выравнивание вида)) или относительн...
    Редактирование вершин
    Редактирование вершин Модификация выделенных вершин редактируемого каркаса или многоугольника в режиме редактирования Vertex (1) осуществляется с помощью кнопок трансформации основной панели инстр...
    Кнопка Create
    Кнопка Create Эта кнопка предназначена для добавления к каркасу новых вершин. Чтобы создать новую вершину, щелкните на кнопке Create (Создать), а затем щелчком мыши укажите месторасположение новой...
    Кнопка Delete
    Кнопка Delete Кнопка Delete (Удалить) предназначена для удаления выделенных вершин и доступна для всех режимов редактирования. Чтобы воспользоваться этим средством, выделите вершину (вершины) и ще...
    Рис. 13.2. Удаление вершин влечет...
    Рис. 13.2. Удаление вершин влечет за собой автоматическое удаление прилегающих граней и поверхностей...
    Кнопка Detach
    Кнопка Detach Позволяет отсоединить выделенные субобъекты от объекта, которому они принадлежат. Чтобы отсоединить субобъект, выделите его и щелкните на кнопке Detach (Отсоединить). На экране появи...
    Кнопка Break
    Кнопка Break Данная кнопка позволяет разъединить смежные грани, сходящиеся в одной вершине, добавив к каждой из них по новой вершине. В обыкновенном каркасе грани соединяются между собой вершинами...
    Рис. 13.3. Кнопка Break применяется...
    Рис. 13.3. Кнопка Break применяется для того, чтобы добавить к каждой грани по новой вершине...
    Кнопка Chamfer
    Кнопка Chamfer Эта кнопка доступна в режиме редактирования вершин или ребер и позволяет срезать углы объекта. Исходная вершина при этом удаляется и автоматически заменяется новой гранью (на соотве...
    Рис. 13.4. С помощью кнопки Chamfer...
    Рис. 13.4. С помощью кнопки Chamfer вершины объекта можно срезать...
    Средство Slice Plane
    Средство Slice Plane Кнопка Slice Plane (Секущая плоскость) позволяет разрезать выделенный каркас вдоль определенной плоскости. Щелчок на этой кнопке вызывает появление на экране секущего контейне...
    Средство Weld
    Средство Weld Для объединения вершин объектов каркасного типа группа Weld (Объединить) предлагает две возможности — кнопки Selected (Выделенное) и Target (По наводке). Действие кнопки Selected ана...
    Кнопка Make Planar
    Кнопка Make Planar Как известно, с помощью одной или двух вершин плоскость задать невозможно, а вот трех вершин уже вполне достаточно. Используя кнопку Make Planar (Поместить в одну плоскость), тр...
    Кнопка Collapse
    Кнопка Collapse Эта кнопка стягивает несколько выделенных вершин в одну. Координаты новой вершины определяются как арифметическое среднее координат исходных вершин. В целом кнопка Collapse (Стянут...
    Разворачивающаяся панель Surface Properties
    Разворачивающаяся панель Surface Properties В режиме редактирования вершин с помощью разворачивающейся панели Surface Properties (Свойства поверхности) вершинам каркаса можно назначать вес (параме...
    Редактирование ребер
    Редактирование ребер Ребро — это линия, соединяющая две вершины. Ребра могут быть закрытыми, если каждая сторона ребра соединяется с гранью, или открытыми, если к ребру прилегает только одна грань...
    Кнопка Divide
    Кнопка Divide Эта кнопка разбивает ребро каркаса новой вершиной на две равные части. В режимах редактирования ребер, граней, многоугольников или элементов кнопка Divide (Разделить) появляется вмес...
    Кнопка Turn
    Кнопка Turn Все объекты каркасного типа состоят из треугольников. Кнопка Turn (Повернуть) позволяет разворачивать скрытые ребра, которые разбивают многоугольные грани каркаса на треугольники. Напр...
    Кнопка Extrude
    Кнопка Extrude Эта кнопка предназначена для выдавливания ребра на определенную величину. Разумеется, при этом образуется новая грань. Например, выдавленный квадрат образует параллелепипед без одно...
    Кнопка Cut
    Кнопка Cut Эта кнопка позволяет с помощью нового ребра разбить исходные ребра и грани на несколько частей. Чтобы воспользоваться этим средством, щелкните на кнопке Cut (Рассечь) и перетащите указа...
    Кнопки Select Open Edges и Create Shape from Edges
    Кнопки Select Open Edges и Create Shape from Edges С помощью кнопки Select Open Edges (Выделить открытые ребра), как и следует из названия, можно выделять все открытые ребра. Это может пригодиться...
    Разворачивающаяся панель Surface Properties
    Разворачивающаяся панель Surface Properties С помощью параметров разворачивающейся панели Surface Properties (для редактируемых каркасов в режиме редактирования ребер (Edge)) можно управлять видим...
    Редактирование граней, границ, многоугольников и элементов
    Редактирование граней, границ, многоугольников и элементов Как ни странно, в 3ds max для граней редактируемого каркаса предусмотрено два различных типа субобъектов: Face (Грань) и Polygon (Многоуг...
    Кнопка Create
    Кнопка Create Эта кнопка предназначена для создания граней и/или многоугольников на основе новых или уже существующих вершин. Итак, чтобы создать новую грань, перейдите в режим редактирования гран...
    Рис. 13.6. Верхние грани двенадцатигранника...
    Рис. 13.6. Верхние грани двенадцатигранника были индивидуально выдавлены и скошены Рис. 13.5. Все треугольники, окружающие внутренний шестиугольник этой фигуры, были добавлены с помощью кнопки Cre...
    Кнопка Bevel
    Кнопка Bevel Эта кнопка заменяет кнопку Chamfer в режиме редактирования граней, многоугольников и элементов. С ее помощью можно выдавить выделенные грани или многоугольники, а затем при необходимо...
    Кнопка Tessellate
    Кнопка Tessellate Эта кнопка позволяет увеличить разрешение каркаса, разбив каждую грань или многоугольник на несколько более мелких. Выполнить это можно, воспользовавшись либо методом Edge (Ребро...
    Рис. 13.7. Грани этого куба дважды...
    Рис. 13.7. Грани этого куба дважды подверглись операции Tessellate...
    Разворачивающаяся панель Surface Properties
    Разворачивающаяся панель Surface Properties Параметры разворачивающейся панели Surface Properties для граней, многоугольников и элементов во многом отличаются от рассмотренных ранее. Кнопки Flip (...
    Упражнение: моделирование головы клоуна
    Упражнение: моделирование головы клоуна Ну вот и пришло время применить знания на практике. В этом упражнении поработаем немного со сферой, преобразованной в редактируемый каркас, и попробуем прев...
    Рис. 13.8. Путем преобразования...
    Рис. 13.8. Путем преобразования вершин редактируемого каркаса можно получить вот такую голову...
    Упражнение: приведем в порядок импортированные каркасы
    Упражнение: приведем в порядок импортированные каркасы При импортировании каркасов нередко возникают проблемы. Используя преимущества работы с редактируемыми каркасами, эти проблемы легко решить....
    Рис. 13.9. Неправильное направление...
    Рис. 13.9. Неправильное направление нормалей может привести к тому, что часть объекта не будет отображаться Итак, чтобы развернуть нормали в противоположную сторону, выполните следующее. В папке C...
    Редактирование объектов многоугольного типа
    Редактирование объектов многоугольного типа Редактируемые объекты многоугольного типа (Editable Poly) создают так же, как и редактируемые каркасы (Editable Mesh): путем преобразования, свертывания...
    Субобъекты редактируемых многоугольников
    Субобъекты редактируемых многоугольников Редактируемые многоугольники работают с такими субобъектами, как Vertex (Вершина), Edge (Ребро), Border (Граница), Polygon (Многоугольник) и Element (Элеме...
    Разворачивающаяся панель Selection
    Разворачивающаяся панель Selection Для редактируемых многоугольников в разворачивающейся панели Selection предусмотрены кнопки для выбора субобъектов, флажки By Vertex (По вершине) и Ignore Backfa...
    Рис. 13.10. Кнопка Grow позволяет...
    Рис. 13.10. Кнопка Grow позволяет увеличить текущее выделение Кнопки Ring и Loop доступны только в режиме редактирования ребер и границ. Эти кнопки позволяют выбрать все смежные субобъекты по гори...
    Разворачивающаяся панель Edit Geometry
    Разворачивающаяся панель Edit Geometry Для каждого субобъекта редактируемого многоугольника предусмотрена собственная разворачивающаяся панель. Например, после активизации режима редактирования на...
    Кнопка Repeat Last
    Кнопка Repeat Last Сразу под заголовком разворачивающейся панели Edit Geometry находится кнопка Repeat Last (Повторить). Щелчок на этой кнопке повторяет последнюю из примененных к субобъекту коман...
    Параметр Constraints
    Параметр Constraints Разворачивающийся список Constraints (Ограничения) позволяет перемещать выделенные субобъекты только к субобъектам определенного типа. Вы можете выбрать один из следующих элем...
    Кнопка QuickSlice
    Кнопка QuickSlice Щелкните на кнопке QuickSlice (Надрез), а затем в любой части редактируемого многоугольника. Чтобы повернуть появившуюся линию надреза вокруг указанной вами точки, просто перемес...
    Кнопка Cut
    Кнопка Cut Для редактируемых многоугольников кнопка Cut (Рассечь) представляет собой интерактивное средство. Щелкните в углу многоугольника; появится новое ребро, с одной стороны привязанное к выб...
    Кнопки MSmooth и Tessellate
    Кнопки MSmooth и Tessellate На рис. 13.11 показаны новые диалоговые окна с параметрами для средств MSmooth (Каркасное сглаживание) и Tessellate (Увеличить разрешение). Значением параметра Smoothne...
    Рис. 13.11. Диалоговые окна кнопок...
    Рис. 13.11. Диалоговые окна кнопок MSmooth и Tessellate позволяют в интерактивном режиме изменять значения параметров Smoothness и Tension Кнопку MSmooth можно использовать для применения к выделе...
    Редактирование вершин
    Редактирование вершин Модификация выделенных вершин редактируемого многоугольника в режиме редактирования Vertex (клавиша 1) осуществляется с помощью кнопок трансформации основной панели инструмен...
    Кнопка Remove
    Кнопка Remove Как вы помните, кнопка Delete для объектов Editable Mesh (Редактируемый каркас) предназначена для удаления выделенных вершин. Кнопка Remove для редактируемых многоугольников аналогич...
    Рис. 13.12. Кнопка Delete удаляет...
    Рис. 13.12. Кнопка Delete удаляет вершины и все смежные с ними грани и ребра. Кнопка Remove, удаляя вершины, сохраняет целостность каркаса...
    Кнопки Extrude, Weld и Chamfer
    Кнопки Extrude, Weld и Chamfer Для кнопок Extrude (Выдавить), Weld (Объединить) и Chamfer (Сопряжение) также предусмотрены собственные диалоговые окна с соответствующими параметрами. Результат изм...
    Кнопка Connect
    Кнопка Connect Эта кнопка предназначена для добавления новых ребер. В режиме редактирования вершин (Vertex) кнопка Connect (Соединить) соединяет противоположные вершины грани. В режимах редактиров...
    Упражнение: построение срезанной пирамиды
    Упражнение: построение срезанной пирамиды Египтяне были непревзойденными мастерами возведения пирамид, но для нас это слишком просто, поскольку пирамида входит в число запрограммированных примитив...
    Рис. 13.13. Эта пирамида была...
    Рис. 13.13. Эта пирамида была создана на основе редактируемого многоугольника...
    Редактирование ребер и границ
    Редактирование ребер и границ Как уже отмечалось, ребро — это линия, соединяющая две вершины. Кнопки, предназначенные для работы с ребрами редактируемого многоугольника, расположены в разворачиваю...
    Кнопка Insert Vertex
    Кнопка Insert Vertex Кнопка Insert Vertex (Вставить вершину) позволяет вставить новую вершину в центре ребра, разбивая его на две равные части. Кроме этого, в режимах редактирования ребер, границ,...
    Кнопка Edit Triangulation
    Кнопка Edit Triangulation Для объектов Editable Poly в режимах редактирования ребер, границ, многоугольников и элементов предусмотрена кнопка Edit Triangulation (Изменить разбивку). С помощью этой...
    Редактирование многоугольников и элементов
    Редактирование многоугольников и элементов Объекты Editable Poly можно редактировать на уровне таких субобъектов, как многоугольники (Polygon) и элементы (Element). Кнопки, предназначенные для раб...
    Кнопки Outline и Inset
    Кнопки Outline и Inset С помощью кнопки Outline (Контур) задают смещение выделенного многоугольника в соответствии с установленным значением. Таким образом увеличивают размеры выделенного многоуго...
    Кнопки Retriangulate и Flip
    Кнопки Retriangulate и Flip Кнопка Retriangulate (Произвести разбивку заново) автоматически просчитывает все внутренние ребра, а кнопка Flip меняет направление векторов нормалей для выделенных суб...
    Кнопка Hinge From Edge
    Кнопка Hinge From Edge Эта кнопка поворачивает выделенный многоугольник относительно некоторых его ребер. Угол поворота определяют перетаскиванием указателя мыши или вводом соответствующего значен...
    Рис. 13.14. Параметры закрученного...
    Рис. 13.14. Параметры закрученного многоугольника можно установить в диалоговом окне Hinge Polygons From Edge По умолчанию вращение осуществляется относительно некоторых ребер выделенного многоуго...
    Рис. 13.15. Несколько многоугольных...
    Рис. 13.15. Несколько многоугольных граней сферы вытянуты с помощью средства Hinge From Edge...
    Кнопка Extrude Along Spline
    Кнопка Extrude Along Spline Эта кнопка предназначена для выдавливания выделенного многоугольника вдоль сплай-нового пути. Выбрать сплайн можно с помощью кнопки Pick Spline в диалоговом окне параме...
    Упражнение: моделирование осьминога
    Упражнение: моделирование осьминога Как вы помните, у осьминога восемь щупальцев. По этой особой примете осьминога легко отличить от других обитателей морских глубин. В 3ds max создать модель этог...
    Рис. 13.16. Диалоговое окно Extrude Polygons Along Spline
    Рис. 13.16. Диалоговое окно Extrude Polygons Along Spline Щелкните на кнопке Pick Spline (Выбрать сплайн) и выделите один из близлежащих сплайнов. В поле Taper Amount введите -1,0 и щелкните на кн...
    Рис. 13.17. Щупальца осьминога...
    Рис. 13.17. Щупальца осьминога без особого труда созданы с помощью средства Extrude Along Spline...
    Модификаторы Mesh Editing
    Модификаторы Mesh Editing В 3ds max есть модификаторы, специально предназначенные для объектов Editable Mesh (Редактируемый каркас) и Editable Poly (Редактируемый многоугольник). Эти модификаторы...
    Модификатор Edit Mesh
    Модификатор Edit Mesh Все каркасные объекты по умолчанию являются объектами типа Editable Mesh. Этот модификатор позволяет изменять объекты с помощью средства Editable Mesh, поддерживая в то же вр...
    Модификатор Cap Holes
    Модификатор Cap Holes Этот модификатор закрывает лоскутками все дыры, найденные в геометрии объекта. Он особенно полезен при импортировании — в объектах могут отсутствовать определенные поверхност...
    Модификатор Delete Mesh
    Модификатор Delete Mesh Этот модификатор используется для удаления субобъектов каркаса. В частности, удалять можно такие субобъекты, как вершины (Vertices), края (Edges), поверхности (Faces) и объ...
    Модификатор Edit Normals
    Модификатор Edit Normals Этот модификатор позволяет переместить выбранную нормаль и изменить ее направление. Для него предусмотрен субобъект Normal (Нормаль), который можно выделить и изменить его...
    Рис. 13.18. Управлять нормалями...
    Рис. 13.18. Управлять нормалями можно с помощью параметров модификатора Edit Normals В нижней части разворачивающейся панели Parameters находятся кнопки Unify (Объединить нормали), Break (Разорват...
    Модификатор Extrude
    Модификатор Extrude Этот модификатор копирует сплайн, перемещает его на определенное расстояние и замыкает два сплайна, создавая тем самым трехмерную форму. В поле Amount (Степень) панели Paramete...
    Модификатор Face Extrude
    Модификатор Face Extrude Такой модификатор выдавливает выделенные поверхности объекта в направлении их нормалей. Разворачивающаяся панель Parameters этого модификатора содержит поля Amount (Степен...
    Рис. 13.19. Поверхности выдавливаются...
    Рис. 13.19. Поверхности выдавливаются в направлении своих нормалей...
    Модификатор Normal
    Модификатор Normal Данный модификатор позволяет обратить или объединить нормали объектов. При импортировании некоторых объектов нормали их поверхностей располагаются случайным образом, что приводи...
    Модификатор Optimize
    Модификатор Optimize Действие этого модификатора прямо противоположно действию модификатора Tessellation. Он упрощает модели, уменьшая число поверхностей, краев и вершин. Используя параметры разде...
    Рис. 13.20. Модель коровы значительно...
    Рис. 13.20. Модель коровы значительно упрощена с помощью модификатора Optimize Применение модификатора Optimize уменьшает общее число поверхностей, а тем самым и общее число деталей модели. Поэтом...
    Модификатор Smooth
    Модификатор Smooth Такой модификатор используется для автоматического сглаживания объекта. Его разворачивающаяся панель Parameters содержит параметры Auto Smoothing (Автосглаживание) и Prevent Ind...
    Модификатор STL-Check
    Модификатор STL-Check Проверяет правильность модели перед экспортированием ее в формат StereoLithography (. STL). В .STL-файлы разрешено сохранять только замкнутые поверхности, поскольку геометрия...
    Модификатор Symmetry
    Модификатор Symmetry Этот модификатор позволяет зеркально отобразить каркасный объект относительно одной из координатных осей. С его помощью при необходимости можно разрезать каркасный объект (Sli...
    Модификатор Vertex Weld
    Модификатор Vertex Weld Этот простой модификатор позволяет объединять вершины, расположенные в пределах порогового значения (Threshold). С помощью модификатора Vertex Weld удобно упрощать объекты...
    Модификаторы дополнительных поверхностей
    Модификаторы дополнительных поверхностей В меню ModifiersSubdivision Surfaces находятся модификаторы MeshSmooth и HSDS Modifier. Эта группа модификаторов применяется для сглаживания объекта путем...
    Модификатор MeshSmooth
    Модификатор MeshSmooth Используется для сглаживания каркасных объектов с помощью добавления поверхностей к каждой вершине или краю. Этот модификатор особенно удобен для сглаживания острых углов и...
    Упражнение: моделирование сердца на основе объекта NURMS
    Упражнение: моделирование сердца на основе объекта NURMS Вот задание, которое будет очень кстати ко дню Святого Валентина (а подготовиться заранее, между прочим, никогда не помешает!). В этом упра...
    Рис. 13.21. Сердце, созданное...
    Рис. 13.21. Сердце, созданное с помощью модификатора MeshSmooth...
    Модификатор HSDS
    Модификатор HSDS Модификатор HSDS (Hierarchical Subdivision Surfaces — иерархические поверхности секций) увеличивает разрешение и сглаживает выделенную область. Он аналогичен модификатору Tessella...
    Резюме
    Резюме Каркасы — наиболее распространенный тип трехмерных объектов. Они могут быть созданы как преобразованием объекта в редактируемый каркас (или редактируемый многоугольник), так и разрушением е...









Начало